«Хочешь быть счастливым – будь им». В современном динамичном
мире психология оказывает очень сильное влияние на умы людей...
Почему помощь психолога нужна
Выявить готовность детей к обучению
можно проведя диагностику готовности ребенка к
школе, определив общую, интеллектуальную и
психологическую подготовку в совокупности.
Оценить дошкольное развитие ребенка можно самим
с помощью специальных тестов, которые можно
найти в педагогической литературе, но надо
понимать, что с помощью одной методики нельзя
понять всю картину готовности Вашего ребенка.
Или можно проконсультироваться у детского
психолога, который проведет всестороннюю
диагностику ребенка и даст рекомендации
родителям по методикам формирования готовности к
школе.
Когда начинать готовить ребенка к обучению в школе ?
Личностная готовность к школе формируется у
детей не вдруг, а постепенно и требует
специальных занятий с ребенком. Нет единого
мнения, когда начинать готовить ребенка к
школьной жизни. Иногда начинают заниматься этим
с младенчества, иногда - за год до обучения. А в
общем, подготовка детей к школе – это и есть вся
дошкольная жизнь ребенка. Самое главное - не
впадать в крайности. Не перегнуть палку с
обилием упражнений, внушив заранее отвращение к
учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь,
например, на занятия в детском саду или
подготовительные школьные курсы.
Каким навыкам учить ребенка до школы?
Как заинтересовать своего ребенка, чтобы он с
первых же дней с желанием посещал школу? Как
организовать обучение, чтобы первоклассником оно
воспринимался как открытие?
Программы, по которым проходит обучение в
начальной школе, очень разнообразны. И поэтому
не стоит сосредотачиваться на выработке навыков
чтения, письма или счета, потому что Ваши усилия
могут пойти вразрез с требованиями выбранной
Вами школы, тем самым затруднив дальнейшее
восприятие ребенком учебного материала. Куда
эффективнее развивать детей дошкольного возраста
с упором на общеразвивающие упражнения, полезные
для укрепления восприятия, памяти, внимания,
усидчивости, мелкой моторики рук.
Как и кто должен готовить ребенка к школе?
Исходя из закона неравномерности психического
развития, школьная зрелость, как и вообще все
развитие ребенка, очень индивидуализировано.
Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые
стороны. Помните, что ребенок не рождается
первоклассником, готовность к школе – это
комплекс умений, поддающихся упражнению.
Упражнения, задания, игры, подобранные для
развития ребенка, легко и весело можно выполнять
с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней - с
тем, кто располагает возможностью и желанием
заниматься. А также можно посещать группы
развития или коррекционные группы с детским
психологом.
Неподготовленность к школьному обучению и ее последствия
А теперь давайте определим, в чем же проявляется
неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленному ребёнку сложно
сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается,
не может включиться в общий режим работы класса,
неинициативен. И, как следствие, становится
неуверенным в себе. У него появляются трудности
общения и со взрослыми, и со сверстниками. Не
все семилетние дети готовы в этом смысле к
обучению, хотя они могут уметь читать и считать.
Хотя, в этом возрасте ребенок уже многого достиг
в отношениях с людьми: он понимает
семейно-родственные связи и может занять
желаемое и соответствующее место среди родных и
близких. Он научился взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками: умеет подстроиться под
обстоятельства, имеет навыки самообладания,
может отстаивать в свои желания.
Истоки возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном
воспитании ребенка. Хорошо бы, чтобы родители
дошкольника обращали внимание на личностное
развитие ребенка в плане особенностей его
взаимодействия с окружающими взрослыми и
сверстниками. Спросите его, хочет ли он
учиться? Или ребенок больше настроен на игровую
деятельность? Когда ребенок идет в школу, он не
меньше внимания уделяет новым играм и друзьям,
взаимоотношениям с учительницей, чем урокам,
заданиям и оценкам. И там, неожиданно для
родителя, у вполне благополучного ребенка, могут
возникать и накапливаться трудности, иногда
приобретая хронический характер, которые, в свою
очередь, приводят к тревожности и низкой
самооценке школьника. А тревожность младших
школьников – это один из факторов проблемы
школьного обучения и
адаптации.
В детской психологии возраст, когда пора идти в
первый класс, ознаменуется, как «кризис 7 –ми
лет». И этот «кризис» связан с началом учебной
жизни – сложным временем для любого ребенка. Ваш
сын или дочь попадают в незнакомую обстановку, в
окружение с незнакомыми людьми. Происходит смена
социального статуса ребенка и вида его
деятельности. Так, например, в дошкольном
возрасте основная деятельность была игровая, а,
становясь школьником, ребенок вынужден принимать
новый вид деятельности – учебный. При этом, при
сокращении активности, нарастают умственные
нагрузки, требуется больше сосредоточенности и
концентрации.
Как правило, к возрасту 7 лет, дети хотят
стать школьниками, но для многих из них школьный
распорядок слишком регламентирован и строг.
Ребенку приходится брать на себя обязательство
учиться, как и все дети его возраста. И,
соответственно, близкие ему взрослые, учителя, и
даже посторонние ему люди общаются с ним как с
ответственным членом коллектива.
Поэтому важнейшая потребность ребенка в этом
периоде – соответствие ожиданиям требований
взрослых (учителей и родителей), должна
удовлетворяется, иначе он будет переживать
эмоциональное неблагополучие, выражающееся в
неприятии школы или нежелании ее посещать.
Преодолеть все эти трудности, освоиться в
школьной жизни можно с помощью грамотного
процесса развития ребенка и соответствующей
психологической подготовки в дошкольном периоде.
Понятие школьной зрелости
Психологическая готовностью к обучению в школе
или школьная зрелость - это необходимый уровень
психического развития ребенка для эффективного
обучения по школьной программе в коллективе
сверстников. Важным моментом является наличие
познавательного и учебного интереса.
Так как же понять, что такое школьная зрелость?
Традиционно выделяют три момента школьной
зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и
социальный.
Интеллектуальная зрелость или интеллектуальная
готовность к школе для дошкольников (6-7 лет)
заключается в умении концентрировать внимание,
устанавливать связи между событиями, логически
запоминать явления. Ребенок может выделять
фигуру из фона, воспроизводит образец, а также
заметно развита мелкая моторика рук и их
координация.
Эмоциональная зрелость – это замена
непосредственных, импульсивных реакций на
произвольное поведение, что помогает длительно
выполнять не очень привлекательную работу.
Социальная зрелость состоит из потребности в
общении со сверстниками и умении подчиняться
правилам детских групп. А также способность
принять социальную роль ученика, которая
подразумевает собой умение понимать и слушать
учителя, самостоятельно выполнять задания. В
школу дети приходят с различными знаниями,
умениями и привычками, но все-таки ребенку важно
иметь не конкретно сформированное поведение, а
способность воспринимать и усваивать новый
материал. Первоклассник должен быть готовым к
самому процессу обучения.
Помощь психолога при подготовке детей к обучению в школе
Опытный психолог можем помочь вам с подготовкой ребенка к
школе
с помощью психологической диагностики и современных методик
формирования готовности детей к школьному обучению. Мы также готовы предложить
коррекционное обучение с детьми.
1. Диагностика готовности ребенка к школе.
Определение индивидуальных особенностей вашего
ребёнка
Определение готовности ребенка к школе
(рекомендуемый возраст 5-7 лет).
личностная готовность к школе,
интеллектуальная готовность к школе,
социально-психологическая готовность к школе.
С помощью психологических тестов и наблюдения
можно выявить развитие у ребенка каждого из трех
компонентов.
По результатам психологической диагностики
психолог подберет методику формирования
готовности к школе, учитывая особенности
развития Вашего ребенка. А также даст
рекомендации по выбору учебного заведения и
способов адаптации к учебному процессу.
3. Коррекционные занятия
Занятия проводятся с ребенком индивидуально или
в группе. На этих занятиях, которые проходят в
игровой форме, развивается познавательный и
учебный интерес дошкольника, способность
воспринимать и усваивать новый материал.
Закрепляется произвольность поведения и
способность принимать роль ученика, т.е. быть
готовым к самому процессу обучения в школе.
Психологи в Туле , имея на вооружении
современные методики формирования готовности ребенка к школьному
обучению поможет вам выявить интеллектуальную и личностную
готовность дошкольника к школе, а при необходимости проведет ее
корректировку. Это позволит вашему ребенку более просто
освоиться в новой обстановке, получать удовольствие от обучения,
снизит тревожность у школьника.