«Хочешь быть счастливым – будь им». В современном динамичном
мире психология оказывает очень сильное влияние на умы людей...
Почему помощь психолога нужна
Корпоративная культура организации - это развитая система
убеждений, правил, норм, стилей поведения, целей и ценностей,
социальный и организационный климат, которые разделяют в той или
иной степени все члены компании и которые являются определяющими
в том, как должны работать и вести себя люди в ней. Современная
психология рассматривает корпоративную культуру как один из
мощных универсальных рычагов, позволяющий воздействовать на весь
коллектив фирмы и направлять его на эффективное решение
целей и задача. Мы должны сделать акцент на том, что носителем
корпоративной культуры выступает, прежде всего, коллектив
и каждый конкретный человек. Понимание руководством
компании роли и значения организационной культуры, умение
изменять ее с целью успешных организационных и производственных
изменений служит важнейшим из условий эффективного
функционирования компании.
Основные составляющие организационной культуры:
осознание каждым членом коллектива своего места в организации;
нормы поведения и поведенческие стереотипы;
стиль управления;
культура общения и коммуникаций;
деловой этикет;
традиции, сложившиеся в организации
методики распределения полномочий и ответственности;
система управления конфликтами
система лидерства, в том числе и неформального
символика компания (бренд)
практический опыт достижения целей
Доказано, что организационная культура — эффективная
методика влияния на социально-психологический климат и поведение
персонала компании, а, следовательно, на результаты ее успешной
деятельности. Формируя и управляя определенной системой
ценностей можно прогнозировать, формировать, планировать и управлять
поведением сотрудников. Но, в тоже время, следует обращать
пристальное внимание на уже сложившиеся внутри организации
отношения между людьми. Часто в практике нам приходится
сталкиваться с тем, что руководители делают попытки формировать
корпоративную культуру организации (пусть даже очень правильную и
перспективную), без оглядки на коллектив, и получают далеко не
соответствующие результаты, которые не оправдывают не их
надежды, ни затраченные средства. Основная причина этого в том,
что продвигаемые нормы и ценности вступают в противоречие с уже
существующими и явно или скрыто бойкотируются большинством
членов компании.
Формирование организационной культуры обычно начинается уже на стадии
отбора персонала. Специалисты рекрутинговых и
кадровых агентств отмечают, что не так давно в дополнение к
профессиональным навыкам к соискателям, работодатели стали
активно интересоваться их социально-психологическими,
поведенческими и имиджевыми характеристиками, психологическим
типом сотрудника, а специалисты психологи стали привлекаются для
участия в таких стадиях, как знакомство, адаптация и обучение
персонала с существующей или внедряемой корпоративной культуре.
Управление организационной культурой заключается в ее
формировании, поддержании, анализе приносимых результатов и
корректировке.
мы можем провести следующие мероприятия для анализа,
оценки состояния организационной культуры и ее развития
Для построения, корректировки и управления организационной
культурой проводятся следующие мероприятия:
Наблюдение – общее и конкретных ситуаций
Опросы руководства компании, линейных руководителей,
представителей общественных организаций
Опрос членов компании, производственной группы или их выборки
Анализ условий, отражающих деятельность группы
По результатам аналитики, психолог выдает подробное
заключение о состоянии дел и рекомендации по развитию и
управлению корпоративной культурой. При этом сам выполняет роль
консультанта в этом длительном и непростом процессе.
Управление и формирование корпоративной
культуры организации. Роль психолога
Уже довольно давно психологами были проведены исследования,
целью которых являлось выявление факторов, влияющих на поведение
человека в компании. Среди них выделяют две главные группы.
Группа факторов гигиены - это, например, эргономика рабочих
мест, психологический климат, стиль руководства, заработная
плата.
Группа факторов роста – удовлетворение, получаемое от своего
места в компании и выполняемой работы, общественная
значимость и признание, осознания себя неотъемлемой частью
коллектива, тем специалистом, без которого невозможна
эффективная деятельность подразделения или всей компании. И вот
эти факторы роста и призвана формировать корпоративная культура организации.
Причем процесс взаимный
Так вот, если первая группа факторов осознается человеком как бы
априори, то со второй все сложнее. К сожалению, правильно
оценивать группу факторов роста и находить в ней что то ценное
для комфортного существования своей личности в рамках
компании способен далеко не каждый. Помочь таким людям
правильно осознать и позиционировать себя – задача психолога.
Другая важная задача - уменьшение текучести кадров по различным
причинам. Эффективность работы психолога напрямую связана с
текучестью. Если задуматься, то станет очевидным факт, что
корпоративная культура невозможна в компании с высокой
текучестью кадров, потому что просто некому быть ее носителями.
Если вы считаете, что организационная культура вашей компании несовершенна, вам требуется помощь в ее развитии,
формировании и управлении -
обратитесь к психологу. Я постараюсь вам помочь!